Еще несколько лет назад я была убежденным фотографом-портретистом. Мне и в голову не могло прийти, что когда-нибудь меня глубоко заинтересует предметная съемка, а точнее food-photo.
Имея за плечами только технические школу и ВУЗ, сложно было не только представить, но даже просто мечтать о том, что я займусь дизайном и стилистикой. А это одно из самых главных условий красивой и вкусной картинки. Но так или иначе, в моей жизни все сложилось так, что я теперь полностью и с головой окунулась в ароматный мир фотографии.
Поначалу я с удовольствием лишь готовила по рецептам, а потом как-бы в шутку решила еще и фотографировать. Результат понравился моим близким, и вот тогда я серьезно занялась этим нелегким, но в то же время и очень увлекательным делом.
К сожалению, наши книжные прилавки, при всем обилии разнообразной фото-литературы, совершенно скудны на счет фуд-тематики. Поэтому пришлось вывернуть наизнанку все дебри интернет-рессурсов в поисках нужной информации. Меня просто поражали работы великих гуру Michael Ray, Rick Souders, Слава Поздняков и др. У всех совершенно различный подход и стиль, но то, что их объединяет - это умение заинтересовать зрителя, заставить его не только эстетически насладиться, но и почувствовать вкус и аромат еды.
Чтобы сделать картинку вкусной, воедино должны сложиться несколько факторов:
1) Нужно заранее продумать, что именно из еды сейчас вдохновит вас на съемку. Я творчески подхожу к этой задаче, так как гораздо проще творить, если у тебя уже есть идеи и мысли. Процесс приготовления еды занимает немало времени. Но в то же время нужно помнить еще и о том, что снимать ее необходимо в только что приготовленном виде. И если вы сами являетесь не только фотографом, но еще и шеф-поваром и фуд-стилистом, то нужно действовать быстро и по заранее продуманному плану. Иначе остывшая/растаявшая/потерявшая аппетитный вид еда не достигнет должного эффекта. И еще стоит отметить, и в чем я глубоко убеждена - фотографировать нужно с ощущением легкого голода. Только так удастся задействовать нужные струны на уровне подсознания.
2) Далее под существующий образ подбираются необходимые детали, элементы дизайна и декора. Моя кухня очень быстро обросла дополнительными комодами и ящиками, доверху набитыми красивыми тарелочками и ложечками, вазочками и салфетками… Я часто покупаю посуду интересных расцветок, необычную по форме и фактуре. Маленькие тарелочки гораздо удобнее снимать, составлять с ними необходимую композицию. Нужно постоянно экспериментировать с посудой, не бояться использовать ее "не по назначению". Но в то же время помнить о том, что посуда должна придавать некий шарм, а не забирать на себя все основное внимание. Если в кадре блюда скучного цвета, то неплохо бы добавить ярких элементов. И напротив, яркую еду лучше подавать в нейтральном оформлении. От восприятия цветового баланса вцелом зависит: удалась картинка или нет. Плюс ко всему я стала постоянным покупателем и в строительных магазинах: паркетная доска, глянцевая плитка или цветное оргстекло отлично подходят в качестве рабочей поверхности для сервировки.
3) Освещение. Я часто использую рассеянное заднее или задне-боковое и заполняющее/или рисующее спереди. Если съемка проходит в достаточно светлое время дня, то достаточно и оконного освещения и нескольких лайт-дисков на отражение. Гораздо более технически сложно, когда необходимо снимать при искусственном свете. Тогда нужно учитывать такие факторы, как согласованность общей цветовой температуры ( не всякая еда будет хорошо выглядеть при холодном импульсном свете, возможно понадобятся конверсионные и/или цветные фильтры, так как некоторые продукты рефлектируют свет и выглядят сочными, а некоторые наоборот ); направление потока света( резкость на выделенной области объекта тогда будет максимальной, когда рисующий свет будет проходить в параллельной плоскости). Нужно отметить, что наличие штатива намного облегчает жизнь фуд-фотографу. И дело не только в банальной шевеленке. Зачастую бывает, вот вроде бы выставил кадр, щелчок, экран и…. понимаешь , что чего-то не хватает. Бросаешь камеру, добавляешь элементов, варьируешь тенями/бликами…. но заново встать в "ту же позу" уже крайне сложно… кадр ушел… начинаешь все заново… А еда понемногу остывает, "плывет" и теряет свой первозданный вид. Штатив и пульт управления ускоряют процесс съемки и приводят к желаемым результатам.
4) Очень часто в процессе съемки приходится прибегать к некоторым хитростям. Не о всех я сейчас расскажу, но вот некоторые из них. Для того чтобы изобразить ароматный кофе, при чем только что сваренный, мне пришлось использовать различные источники света - импульсные и постоянные. За черным фоном расположены два стрипа, которые рисуют тонкие светлые контуры на чашке и палочке ванили, что визуально отрывает их от фона. Справа сбоку,чуть сверху, расположен еще один импульсный с софтбоксом, для того чтобы прорисовать фактуру пены. И еще спереди большой лайт-диск на отражение. С этим все вроде бы понятно. В итоге же, при таком наборе техники, не удается получить желаемого парящего аромата кофе. Поэтому добавляем слева сбоку узкий пучок постоянного света и увеличиваем общую выдержку. Но даже при таких ухищрениях, для красивых завитков не хватает пара от самого напитка. Для этого предварительно кидаем на минутку в микроволновую печь мокрые ватные диски, а во время экспонированная кадра быстро и аккуратно бросаем их за чашку. И! чарующий аромат кофе на картинке сводит нас с ума. Так же вместо ватных дисков, можно было воспользоваться сигаретным дымом. Он очень мягко ложится, растекаясь по всей поверхности чашки, поднимаясь красивыми клубками (но я не умею курить)
Многие используют мыльную пену, чтобы красиво подать шампанское или пиво. При этом, чтобы создать эффект запотевшего стекла, сам пивной бокал предварительно натирается глицирином и на него распыляется вода.
Чтобы создать необычный фон, можно использовать елочные гирлянды или бликующие предметы. Тогда при небольшом значении ГРИП, можно получить очень красивое боке.
У каждого фотографа со временем появляются свои хитрости, но все же нужно стараться сохранить эффект натуральности продукта, иначе интуиция смотрящего подскажет: это подделка, настоящая еда выглядит иначе!
Ну и напоследок хочу сказать, что фуд-фотография - это не только очень увлекательное дело, но и реальная возможность для приличного дохода. Оригинальная и качественно сделанная фотография всегда будет с успехом продаваться на мировых фотобанках, равно как и рестораны, издатели кулинарных книг, производители продуктов питания всегда нуждаются в красочном оформлении. Люди не могут без еды, поэтому вкусные картинки всегда будут востребованы во все мире.