Тренд на осознанность добрался и до наших тарелок. Теперь важно не только вкусно питаться, но и понимать, что мы включаем в рацион. Поэтому все больше людей пристальнее изучают состав и интересуются происхождением продуктов.
Новый подход к питанию возродил интерес к фермерской индустрии. Продукты небольших хозяйств пользуются большим спросом, а поход на рынок стал популярным даже у столичных модниц.
Покупка фермерских товаров стала еще удобнее. Россельхозбанк запустил маркетплейс «Свое Родное», где фермеры со всей страны представляют свою продукцию. Достаточно указать город и посмотреть, какие производители находятся ближе всего. Ассортимент большой: молочная продукция, мясо, яйца, овощи, напитки, бакалея, даже готовые блюда. И все это фермерское. Почему их продукты вкуснее обычных, рассказали сами производители.
Промышленность для магазинов охватывает большие территории и максимально автоматизирует процессы. Фермерское хозяйство придерживается традиционных форм и нередко использует ручной труд. Например, «Тульская ягодная компания» специально вручную собирает сырье для будущего чая, ягодных соусов или вин. Поэтому не удивляйтесь цельным ягодкам в ароматном напитке.
«Мы выращиваем сорта с высокими органолептическими свойствами, сладким вкусом и великолепным ароматом. Такие ягоды очень нежные, и убирать их машинами просто невозможно. Если увеличивать объем производства, то придется переходить на сорта с другими качествами. Поэтому решено в небольших объемах и практически вручную выращивать крупные и сладкие ягоды в открытом грунте.
Для их обработки используются исключительно безвредные и экологические вещества. Подтверждение тому — наши природные помощники: мы запускаем в теплицы шмелей, а они очень чувствительны к химии, и насекомые там замечательно живут, питаются и размножаются. Таким образом, все наши ягоды — это точно органическая продукция», — комментируют представители «Тульской ягодной компании».
Кстати, чаи именно этой компании включены в гастрономическую карту России. Наравне с пряниками и пастилой, они теперь считаются «вкусной» достопримечательностью Тулы.
«Мы полностью отказались от отдушек. Чаи „Тульской ягодной компании“ — это только то, что произрастает в нашем районе. Основной состав: ферментированные листья малины, ежевики, земляники, а также яркие травы [мелисса, манарда (аналог бергамота), чабрец]. Так вот, например, в нашем земляничном чае аромат ягоды нежно открывается и чувствуется в полной мере после заваривания. Очень яркий запах в сухом продукте, вероятнее всего, результат вкусовых добавок».
Работая с меньшим объемом продукции, фермеры имеют больший простор для экспериментов. Взять хотя бы производство сыров. На молокозаводах есть четкая технологическая карта, и для фантазии просто не остается места. А вот фермеры с удовольствием придумывают новые сорта и виды. Например, в крестьянско-фермерском хозяйстве «Семкино подворье» есть сыр с корочкой, пропитанной красным сухим вином. В обычном супермаркете такой вряд ли найдешь.
«Огромное внимание мы уделяем безопасности продукции. Перед тем как попасть к конечному потребителю, она проходит, можно сказать, тройной контроль. Во-первых, наше хозяйство постоянно посещают специалисты „Тульской областной ветеринарной станции“. Они контролируют условия содержания животных, берут необходимые анализы. Благодаря систематическому контролю мы уверены, что наши питомцы здоровы и дают полезное и безопасное молоко. Далее, каждые десять дней мы отправляем продукцию в аккредитованную Роспотребнадзором лабораторию. Здесь контролируется безопасность и тестируются органолептические свойства. Ну и третья ступень — контроль на точках продаж. Каждая партия продукта проверяется специалистами, перед тем как попадает к покупателю.
„Семкино подворье“ началось с небольшого участка недалеко от Тулы и пары десятков козочек. Сейчас это уже полноценное производство — несколько помещений для содержания животных, сыроварня, отдельный блок для созревания сыров. Мы расширили угодья, купив землю рядом с фермой. Теперь сами обеспечиваем себя кормами, а питомцы находятся на луговом выпасе. Сейчас у нас живут нубийские козочки и джерсейские коровы», — рассказали представители хозяйства.
Из-за небольших партий большинству производителей нет смысла перевозить их на дальние расстояния. Это значит, что не нужно добавлять агрессивные консерванты или стабилизаторы, чтобы продлить срок годности продуктов. Да, храниться они будут в разы меньше, зато не теряют во вкусе и качестве.
«На нашем предприятии по большому счету используются только два компонента: соль и рыба, выращенная не в промышленных помещениях, а на больших глубинах в проточной свежей воде. Мы не используем никаких красителей, усилителей вкуса и прочих химикатов. Коптим на натуральной ольховой стружке, потому что считаем, что добавление жидкого дыма просто недопустимо. Солим исключительно методом сухого посола, как это делали веками наши предки. И конечно же, такой деликатный процесс, как приготовление икры, у нас проходит исключительно вручную.
У нас максимально сокращены сроки приготовления. Достигается это за счет близости фермы и производства, а также оптимизации процессов, поэтому больше времени остается на транспортировку. Например, рыбку, выловленную утром, вы запросто можете встретить вечером на прилавке нашего карельского магазина. Самое главное — это соблюдение температурных режимов перевозки, в этом помогают современные машины с холодильниками. Охлажденная рыба, пересыпанная льдом, остается свежей на протяжении десяти дней, слабосоленая форель в вакуумной упаковке хранится месяц, икра в замороженном виде — год», — рассказывают представители торгового дома Н. В. Федоренко.
Все эти отличия позволяют избежать частых ошибок традиционной промышленности. Скот фермеры выращивают в благоприятных условиях, к почвам относятся бережнее, да и состав не усложняют. Неудивительно, что в плане натуральности к фермерским продуктам больше доверия.
Конечно, у «своих», проверенных поставщиков. Но их еще нужно найти. Как правило, фермеры реализуют продукцию через несколько площадок: у себя на территории, на рынках или через Интернет. Есть еще продажа с рук, но этот вариант полон рисков. Милая бабушка, предлагающая молоко, увы, не гарант качества. К сожалению, это касается и покупок на рынке: что-либо доказать, а тем более вернуть деньги после оплаты нереально.
Остается точка продаж на самой ферме и Интернет. Причем локальные производители охотно организуют экскурсии у себя на территории. Например, можно приехать за заказом на улиточную ферму «Экодеревушка» и познакомиться с ее обитателями. Помимо улиток, на ней разводят коз, кроликов, гусей и даже экзотических животных. А если вы не знаете, как готовить один из главных деликатесов французской кухни, то обязательно посетите мастер-класс по приготовлению виноградной улитки прямо на ферме.
«По своему плану в этом году я должен вырастить 120 тонн улитки, чтобы войти в тройку мировых лидеров по производству этого деликатеса. А к 2022 году планирую увеличить оборот до 200 тонн. И тогда я стану самым большим производителем улитки в мире», — говорит владелец фермы «Экодеревушка» Сергей Балаев.
Покупки в Интернете не менее безопасны, если совершать их на проверенной площадке. Так, чтобы стать продавцом на площадке «Свое Родное», фермерам необходимо заполнить информацию о себе и компании, а после пройти небольшую проверку. Также на сайте есть форма и контакты для обратной связи, куда всегда можно написать в случае возникновения вопросов.
Все зависит от площадки. Если все-таки идти на рынок, то лучше запомнить эти правила:
Если едете на ферму, то не стесняйтесь спрашивать производителей. Кто лучше расскажет о своем товаре? Кроме того, добросовестный предприниматель не должен негативно реагировать на просьбы предоставить информацию о качестве продуктов.
«Каждый производитель, поставляющий товары на продажу, получает бумагу ЕАС, введенную вместо сертификации. Такой документ мы имеем на любой свой продукт», — говорит владелец «Экодеревушки» Сергей Балаев.
В Интернете обращайте внимание на отзывы и комментарии. Фермеры нередко заводят аккаунты в «Инстаграме» и охотно делятся вестями с полей. Кстати, на портале «Свое Родное» также есть отзывы на продукты, а при выборе можно воспользоваться фильтром «по рейтингу», чтобы узнать, что оценили выше всего.
Пожалуй, это один из самых популярных вопросов. Все дело в производстве. Ручной труд и экологичный подход требуют весомых затрат. К тому же себестоимость продуктов вырастает из-за небольшого объема. Это как в случае с одеждой. Вещи, выпущенные ограниченным тиражом, будут дороже обычного масс-маркета, однако в них скрывается своя изюминка. Поэтому не отказывайте себе в удовольствии попробовать качественные продукты, которые производят совсем недалеко от вас. Заходите на «Свое Родное» и смотрите, чем вкусным можно полакомиться.
«Фермеров часто спрашивают, почему их сыр дороже того, что в магазине. Как учредитель Союза сыроваров России, могу объяснить. В магазинном кроме молока можно встретить пальму или заменители молочного жира», — утверждает владелец «Экодеревушки» Сергей Балаев.
Больше постов на edimdoma.ru