Эта слоеная булочка считается неотъемлемой частью французской кухни. Золотая и хрустящая, она появляется в пекарнях каждое утро, чтобы оказаться среди угощений на завтрак. Начинать день с круассана у французов уже вошло в привычку. Однако этой традиции не так много лет, как могло бы показаться. Булочка стала популярной всего полтора века назад, до этого она считалась удовольствием для богатых, а еще раньше имела гражданство совсем в другой стране.
Печально это или нет, но круассан нельзя назвать всецело французским изобретением. Его происхождение окутано легендами и тайнами, хотя есть в них единое утверждение: во Францию булочка пришла из Австрии. А вот как она появилась на родине Моцарта, существует несколько предположений.
Предком круассана считается булочка кипфель, выпеченная из дрожжевого теста в форме полумесяца. Отсылка к небесному светилу появилась не просто так. В языческие времена хлеб подобной формы выпекали в качестве дара Селене — греческой богине Луны. Позже сдоба перекочевала на стол христиан. Хлебобулочные изделия, напоминающие полумесяц, выпекали в монастырях Центральной Европы.
Первое полноценное упоминание о кипфелях можно встретить в XIII веке. Тогда венский поэт Янс дер Эникель упомянул их в своих трудах, правда, назвал несколько иначе, chipfel. Медленно, но верно булочка необычной формы распространилась по разным европейским странам и приобрела там свое название: кифли в Венгрии, рогалик в Польше или кифла в Болгарии. Языческое прошлое сдобы со временем стало забываться, уступая место новым эффектным легендам.
Героическая история о круассане, точнее о его предках, описана в «Гастрономической энциклопедии Ларусс». По легенде, булочку в форме полумесяца стали выпекать после неудачной попытки Османской империи напасть на Вену в 1683 году. Наступление было отражено благодаря пекарям. Мучные труженики вставали особенно рано, чтобы приготовить к первым часам завтрака свежий хлеб. Обычно их производство находилось в подвальных помещениях, поэтому они первыми услышали, как враг пытается сделать подкоп, и подняли тревогу.
Бдительность пекарей помогла объединенному войску выиграть бой под Веной 12 сентября 1683 года. В честь этой победы как раз и придумали булочку в форме полумесяца, напоминающую изображение на турецком знамени.
Однако есть у этой легенды один недочет: на флагах Османской империи в то время еще не было полумесяца, хотя символ прочно ассоциировался с ней. Популярность набирали восточные пирожные, которые как раз и повторяли звездную форму. Они, конечно, могли вдохновить пекарей, но больше фигурируют в другой истории.
Вторая версия появления круассана, написанная в той же энциклопедии «Ларусс», повествует о конкретном человеке — Юрии Франц Кульчицком. Украинский купец оставил интересный след в гастрономии. Его называют человеком, «научившим Европу пить кофе». В юности он сбежал из дома в Запорожскую сечь, там выучил турецкий язык и стал переводчиком. Однажды попал в плен к туркам и был выкуплен белградскими купцами. Благодаря им начинает работать в Белграде представителем австрийской «Восточной торговой компании» и перебирается в саму Вену. Во время осады города в 1683 году вступает в отряд добровольцев и становится разведчиком. Кульчицкий успешно справляется с военными поручениями, за что в награду ему дарят триста мешков кофе из турецкого обоза.
Терпкий напиток в то время был практически неизвестен в Европе, и Юрий Франц становится одним из первопроходцев. В Вене он открывает небольшое кафе, где в компанию к кофе предлагает булочки как раз в форме полумесяца. Вдохновением для них могли стать упомянутые выше восточные пирожные.
Остается только гадать, какая из историй была на самом деле. Зато в том, как австрийский рогалик превратился во французский круассан, нет особых сомнений.
В Париж звездную сдобу привезла Мария-Антуанетта, супруга короля Людовика XVI. Будучи уроженкой Австрии, она не пожелала отказываться от традиционной выпечки. Тем более что к тому времени, а это был 1770 год, в Австрии процветала культура кофе и мучных угощений к нему в компанию. Так французским поварам пришлось осваивать новые рецепты.
Культура сдобных угощений в период жизни Марии-Антуанетты распространилась лишь в узких аристократических кругах. Обычным жителям даже тогда еще не удалось познакомиться с круассаном. Увы, дальше началась революция, и французам было не до выпечки.
Новый виток в отношениях со сдобой начался в 1838–1839 годах. Тогда в Париже отставной австрийский офицер Август Цанг открывает «Венскую булочную». Находилась она в доме № 92 по улице Ришелье. Круассаны были включены в ассортимент и наконец-то попались на глаза местным. Правда, выпекали булочки еще на дрожжевом тесте. Переход на слоеное, а заодно и настоящий успех были еще впереди.
С приходом к власти Наполеона III, а вместе с ним и его супруги Евгении, последней императрицы Франции, круассан меняет свой статус. Из сдобной булочки он превращается в изысканное кондитерское угощение. Теперь его пекут из слоеного теста и добиваются именно тех характеристик, за которые он ценится даже сегодня. Хрустящий снаружи, мягкий и тающий внутри, с утонченным сливочным вкусом — такой круассан выходит на гастрономическую арену.
Императрица Евгения оказалась ярой поклонницей Марии-Антуанетты. Считается, что именно она ввела в обращение понятие viennoiseries — «венские штучки». Несмотря на иностранное упоминание, во Франции под этим словом подразумевается местная выпечка из слоеного теста. Поэтому его часто пишут на витринах кафе или пекарен. Во времена императрицы Евгении как раз и сложилась большая четверка классической французской выпечки: круассан, булочка с изюмом, шоколадная булочка и яблочный пирожок.
Каноническую рецептуру viennoiseries разработал пекарь и ресторатор Луи Эрнест Ладюрэ (Laduree). Он же открыл изысканную кондитерскую, где французская выпечка из слоеного теста стала хитом. После пожара в 1871 году по совету своей жены Ладюрэ решает поменять профиль сгоревшего заведения. И на месте кондитерской появляется первый чайный салон. Это было не просто кафе, а своеобразный клуб для светских дам. Там за чашечкой кофе с круассаном они обсуждали новости и просто хорошо проводили время. Формат заведения настолько понравился французам, что чайные салоны в считаные мгновения распространились по всей стране. А вместе с ними и угощения в виде крауссанов.
Имя Ладюрэ не затерялось в гастрономической истории. Напротив, теперь так называется крупная сеть кондитерских, где продают истинно французскую выпечку из слоеного теста. Правда, в определенный момент возникло недопонимание. При выпечке уже французского круассана использовали как маргарин, так и сливочное масло. Так вот, чтобы не путаться в изделиях, кондитеры договорились на две формы круассана: традиционный полумесяц достался булочкам на основе маргарина, те же, что выпекались на сливочном масле, стали формировать в виде прямых завитков.
Вот так круассан из австрийской выпечки, окутанной легендами, превратился в национальную гордость Франции и завоевал любовь во всем мире.
Больше постов на edimdoma.ru