Терпкий напиток, пришедший к нам с Востока, уже давно считается родным и близким. Благодаря ему у русского народа появилась колоритная традиция. Не первый век мы завариваем чай, ставим угощения на стол и наслаждаемся напитком в кругу родных и близких.
Описание русского чаепития в классической литературе занимает не одну страницу. Ведь передать всю атмосферу, которая царит во время трапезы, сложно с помощью пары предложений. Приглашая на чай, мы не просто зовем отведать напиток, мы предлагаем душевно провести время. Как это делали наши предки, расскажем в этой статье.
В наши края напиток попал в XVII веке. В 1638 году чай доставили ко двору Михаила Федоровича. Царь оценил подарок, особенно его бодрящий эффект, и приказал наладить поставки. Изначально чай не воспринимался как напиток на каждый день. Вплоть до конца XVII века его употребляли лишь в качестве лекарства.
Доставка чая считалась делом нелегким. Часто караваны подвергались нападению разбойников. В народе их даже прозвали чаерезами. В отличие от других товаров, проследить судьбу потерянного напитка было практически невозможно. Однако поставки продукта росли из года в год. К концу XVIII века чай составлял 30% от общего российского импорта из Китая. К середине XIX века этот показатель достиг 90%.
Поначалу восточную диковинку могли себе позволить лишь аристократы, высшее купечество и духовенство. В XVIII веке за мешочек чая весом 800 г легко можно было получить соболиную шкурку. Но с увеличением импорта возросла и доступность напитка. Уже в 30-е годы XIX века французский путешественник маркиз де Кюстин отмечает, что даже самые бедные русские «имеют дома чайник и медный самовар». История последнего не менее интересна.
Большой медный сосуд стал неотъемлемой частью русского чаепития. Самовар, как истинный хозяин трапезы, красовался в середине стола. Как он появился в России, точно неизвестно. Существует легенда, будто первый самовар привез Петр I из Голландии, однако историки утверждают, что сосуды появились через 50 лет после смерти императора.
Предком самовара считают азиатский хого. Название изобретения буквально переводится как «огненный горшок». Этот агрегат имеет характерную для самовара конструкцию: топку для углей, сосуд для воды и трубу, расположенную в центре прибора.
Как топили самовар? Сначала в сосуд наливали воду почти до края, потом в жаровню закладывали топливо (уголь, щепки, бересту или лучину), поджигали и устанавливали дымоотводную трубу для тяги. Если угли плохо разгорались, то раздували их с помощью сапога. Нехитрые движения обувью как насосом ускоряли движение кислорода и усиливали горение. Нередко вместо топлива брали шишки, тогда вода приобретала характерный еловый привкус.
Еще одним важным атрибутом трапезы был заварочный чайник. Его устанавливали сверху на самовар и накрывали грелкой. Обычно она была выполнена в виде колоритной красавицы. Отсюда и пошла фраза «баба на самоваре», и изначально в ней не было ничего обидного.
Пили чай из красивого фарфорового или фаянсового сервиза, а также из обычных стаканов. Первый способ пришел к нам из Англии. Каждому участнику чаепития полагалась чашечка с блюдцем. Чайный сервиз был настоящей гордостью хозяйки. А вот традиция наслаждаться напитком из стаканов — исконно русская. Чтобы не обжечься, посуду помещали в медные подставки, и такие конструкции дошли до наших дней. Стакан в подстаканнике до сих пор ассоциируется с русским чаепитием.
Наслаждались напитком с размахом. Стол для чаепития обязательно накрывали скатертью, а вокруг самовара расставляли всевозможные сладости. Варенье, сдоба, бублики, баранки, колотый сахар — считалось, что после чая никто не должен остаться голодным. Особо красочно стол с угощениями описан в романе Федора Михайловича Достоевского «Униженные и оскорбленные»:
«Хорошенький томпаковый самовар кипел на круглом столике, накрытом прекрасною и дорогою скатертью. Чайный прибор блистал хрусталем, серебром и фарфором. На другом столе, покрытом другого рода, но не менее богатой скатертью, стояли на тарелках конфеты, очень хорошие, варенья киевские, жидкие и сухие, мармелад, пастила, желе, французские варенья, апельсины, яблоки и трех или четырех сортов орехи, — одним словом, целая фруктовая лавка».
Разливала напиток хозяйка дома, а если на чаепитие приглашали жениха, то все хлопоты поручали дочери на выданье. Так будущая жена показывала свои навыки в быту. Заварку хранили в специальных емкостях, закрывающихся на ключ. Такие чайницы считались хорошим подарком на свадьбу.
Картины, используемые в галерее: Борис Кустодиев «Купчиха за чаем», Борис Кустодиев «Купчиха, пьющая чай» (1923 год), Константин Маковский «За чаем», Константин Коровин «За чайным столом».
На многих картинах запечатлен еще один способ чаепития. Купцы и живописные дамы пьют напиток из блюдечка. Однако в обществе так делать было не принято. По этикету, чай разливали в чашки или стаканы. Дуть на горячий отвар считалось дурным тоном, как и громко стучать ложкой при размешивании сахара. Когда гость вдоволь насладился напитком, он переворачивал чашку или стакан и ставил тару на блюдце. Это было негласным сигналом для хозяина трапезы.
Что же касается чаепития из блюдца, то такой способ был допустим лишь в кругу близких людей. Но были и бунтари. Например, купцы пили из блюдца при любых условиях. Так они выражали протест против принятых устоев.
Итак, мы подошли к главному пункту русского чаепития. Ни одно застолье без него не проходило. Любая чайная церемония сопровождалась задушевными беседами. Участники не просто обсуждали новости или погоду, а вели долгие глубокие разговоры. Благодаря им трапеза наполнялась непередаваемой атмосферой. Кстати, чаепития помогли сформировать новый музыкальный жанр — романс.
Друзья, теперь вы знаете особенности русских чайных традиций. И даже если у вас не окажется под рукой обязательных атрибутов, незаменимый ингредиент всегда в вашем арсенале. Истинно русским чаепитие делают не вещи, а настроение. Желаем вам приятных бесед за чашечкой чая!
Больше постов на edimdoma.ru