Олимпийский огонь. Олимпиада.
Из глубины доисторических времён и до наших дней культура Греции, с главным центром и пересечением путей на Эгейском море, представляется одной бесконечной факельной эстафетой, проходящей через века, из поколения в поколение, из одной местности в другую. За это время был пройден эволюционный путь от затянувшегося каменного века к революционной эпохе кузнечного искусства и ранней урбанизации (III тысячелетие до н.э.) и от него - к минойскому Криту и микенской Греции (II тысячелетие до н.э.), когда, наряду с другими культурными достижениями и за много веков до заимствования финикийского алфавита, появилась древнейшая слоговая письменность (т.н. линейное слоговое письмо А и В). И от беспокойного, находящегося в постоянном движении мира гомеровских эпопей, из которого появился изобретательный и находчивый Одиссей, символический прообраз европейца, движущие силы прогресса через плодотворную активность античной эпохи (VII-VI вв. до н.э.) приведут к Греции классического периода V-IV вв. с центром в Афинах - святыней эллинской культуры, душой греческого народа, городом демократии, философии, искусства и театра. Пройдя через взлёты и падения, через внезапные перемены, греческое общество узнало далее эллинистическую эпоху, ознаменовавшую наивысший расцвет греческой культуры, римский и тысячелетний христианский византийский периоды, поствизантийские века затмений и просветлений, чтобы обрести новый облик, включивший в себя элементы культуры всех предшествующих исторических периодов.
Начиная от поселений Фессалии периода неолита или Полиохни на острове Лимнос, которое было важнейшим центром III тысячелетия до н.э. на Эгейском море в ранний период урбанизации и располагалось как раз напротив Трои, и заканчивая современными поселениями на Кикладских островах, неизвестные народные мастера, хранители и продолжатели накопленного опыта столетий, создали в буквальном смысле архитектурные шедевры. Исполинские стены микенских акрополей на Пелопоннесе, города-крепости исторического периода, мощные крепостные стены христианских Салоник или многочисленные византийские, франкские и венецианские замки на всей территории греческого государства, построенные с оборонительной целью, напоминают своей подчиненной функции защиты архитектурой о том, что мир и его созидательное движение не всегда являются чем-то само собой разумеющимся.
Минойские дворцы Кносса на Крите, несомненно, были центром древнейшей европейской цивилизации и оказали огромное влияние на развитие материальной культуры в регионе. Напротив, греческие города I тысячелетия до н.э. представляли собой ярко освещенную сцену, на которой главная роль принадлежала человеку. Там были впервые сформулированы демократические права человека, а духовность поднялась на гигантские вершины, о чем свидетельствуют и одни из первых важнейших строений в Афинах: во-первых, Агора, настоящий архитектурный шедевр своего времени и своего рода центр общественной жизни города, и, во-вторых, театр, место, где зрители из всех слоев общества могли в равной степени соприкоснуться с высокой драматической поэзией. Действительно, театр олицетворяет собой греческую духовность больше чем любое другое достижение эллинов. После V в. до н.э. театры строились почти во всех городах Греции и за ее пределами, что свидетельствует о распространении греческой культуры. А тот факт, что театральные сцены часто возникали в священных местах, таких как храм Дионисия, расположенный у подножия Акрополя в Афинах, храм Асклепия в Эпидавре или храм Аполлона в Дельфах, прямо указывает на религиозное происхождение театральных представлений. В этих священных местах и в других древних театрах ставились на протяжении веков драматические произведения великих поэтов-трагиков Эсхила, Софокла и Эврипида, комедиографа Аристофана и др. авторов. Во многих из них, и в первую очередь в известном во всем мире театре в Эпидавре, и сегодня ставятся спектакли по произведениям древнегреческих драматургов, что говорит о значительности, долговечности и всемирном значении греческой мысли.
Бесчисленны святыни и памятники, которым на протяжении веков и в наши дни поклоняются эллины. Их архитектурный стиль разнообразен и зависит от характера поклонения богам, основываясь на последовательном триптихе: доисторический эгейский пантеон - двенадцать олимпийских богов - христианство. От находящихся под открытым небом, в горах и пещерах храмов минойского периода, которые разбросаны по всему Криту, делая весь остров похожим на одно бесконечное святилище под открытым небом, до искусно спроектированных храмов исторического периода, ставших вершиной классического совершенства и изящества, таких как Парфенон, храм Бескрылой Ники и Эрехтейон в афинском Акрополе, датирующихся V в. до н. э., прошёл длительный период культурного развития. Однако религия существовала и продолжала развиваться уже с доисторической и протоисторической эпох на территориях, расположенных в Эгейском море, на что указывают, в частности, предметы домашней утвари и культовые находки в местах, где были построены греческие храмы, такие как храм Зевса в Олимпии, Аполлона в Дельфах и на Делосе, Деметры в Элевсине и т.д. Помимо этого расшифровка материалов древнейшей греческой линейной письменности доказала, что олимпийский пантеон в его более ранней форме был объектом поклонения уже в микенский период.
Посетив места, считавшиеся священными для древних греков, расположенные на морском побережье, вдоль рек и в горах, не перестаешь удивляться гармоничному слиянию этих памятников с природой, величию и красоте пейзажа, который как бы отражается в этих памятниках и в то же время подчеркивается благодаря им. Красота местности, конечно, не была главным критерием при строительстве святилищ и храмов, собирающих множество верующих. Их сооружение было связано, прежде всего, с тем, насколько данная местность передавала сущность каждого божества. Эти места были предназначены не только для поклонения, но и становились местом проведения спортивных состязаний и распространения спортивных идеалов и, во вторую очередь, местом обсуждения политических проблем. Подобная их многогранность способствовала созданию высокого искусства, так как древнее творчество было пронизано религией, служило для ритуальных целей и отражало ее символику. Достаточно отметить, что подавляющее большинство выдающихся произведений древнегреческого искусства имеет непосредственное отношение к скульптурному оформлению храмов (композиции на фронтоне, облицовочный орнамент, фризы и метопы, статуи божеств) или относится к посвящениям богам. Столь же тесная связь религии и искусства наблюдается и в оформлении сохранившихся храмов византийского и поствизантийского периодов, в выполненных в них с особым вдохновением и тонкостью настенной религиозной живописью, мозаиками и иконописью.
К сожалению, только немногие византийские средневековые города и поствизантийские поселения Греции сохранили свой прежний облик. К таковым относятся Никополь в Эпире, город-призрак Мистрас на Пелопоннесе, живописная Палеохора в Китирах, деревня Места на Хиосе. Чаще происходило по-другому: постоянное долголетнее заселение и строительство новых сооружений на месте старых, иногда по несколько раз, постепенно изменили или даже уничтожили прежний архитектурный облик поселений и городов. Так, в современных городах с богатой историей и архитектурным прошлым, таких как Ханья и Рефимно на Крите или в городе Родос на одноимённом острове, можно только порой уловить черты прежнего города, скрытого за современным обличьем.
Недостаточное количество сохранившихся в архитектурной целостности городов компенсируется обилием сохраненных церковных сооружений, от Крита до Македонии и Фракии, от восточных островов Эгейского моря до западной Греции и островов Ионического моря, являющих собой в буквальном смысле слова произведения искусства и в большом изобилии встречающихся в Афинах, Арте, Касторье и, конечно, в Салониках. Величественные храмы этого города своим разнообразием и изяществом напоминают храмы Константинополя. С расцветом монашества с X века н.э. появляется целый ряд превосходных монастырских комплексов с единственным по своей уникальности монастырским поселением, находящимся в красивейшем месте - на Святой горе Афон, а также группа монастырей на вершинах отвесных скал Метеора, монастырь Св. Луки в Беотии и знаменитый монастырь Св. Иоанна на Патмосе, где Иоанн Богослов написал в расположенной неподалеку пещере свой «Апокалипсис». Помимо роли своеобразного ковчега ортодоксальной веры, которую они сыграли, монастыри со своими богатейшими библиотеками, где систематически переписывались и изучались произведения древнегреческой литературы, зарекомендовали себя и как хранители древнего духовного наследия. Монастырскую традицию продолжили в основном с середины XIX в. многочисленные церкви, расположенные на греческой земле. В их архитектуре выделяются неоклассические и эклектические элементы, а их колокольни, словно отзвуки веры, приковывают к себе взгляд.
От проникающего взора европейского путешественника, которому впервые открывалась панорама греческой земли, не могло укрыться великолепие этого края, обладавшего неисчерпаемой природной красотой, грацией и яркостью и как среды. в которой, в первую очередь, возникла классическая цивилизация. Литературные свидетельства путешественников и многочисленные иллюстрации, сопровождающие их, представляют необыкновенную ценность. Исследование великолепных памятников древности, изучение территории Древней Греции, поиски и изображение памятников древних Афин стали с XVIII века главной целью путешественников-любителей и организованных экспедиций, таких как экспедиция
английских архитекторов Джеймса Стюарта и Николаса Реветта, членов ассоциации британских археологов «Society of Dilettanti», которые два года своей жизни (1751 - 1753 гг.) посвятили выполнению чертежей и рисунков древних зданий Афин, включив в издание несколько образцов греческой античной архитектуры. Результатом этого стал монументальный четырехтомный труд. Однако очень скоро, главным образом в XIX в., под влиянием всеобщего филэллинизма и романтизма и позже, в связи с развитием краеведения, древность и настоящее переплетаются очень тесно в сознании европейцев, которые с неподдельным интересом стремятся познать подлинное лицо современной им Греции. В свете этих тенденций особый интерес у них вызывают византийские памятники, преимущественно церкви, что нашло отражение в иллюстрированных туристических справочниках XIX в. Часто древние памятники служили как бы фоном, на котором изображались современные греки в национальной одежде, характерной для разных областей страны. Подобные иллюстрации были помещены в книге «Современные греки и их древние предки». Этот приём успешно использовался и во время торжественных церемоний: Олимпийские игры в Афинах в 1896 г. и на Олимпиаде-2004 в Афинах.
Всё, чем были восхищены путешественники, исследуя памятники античности, дополнилось предметами археологических раскопок, начатых в середине XIX в. и не прекращающихся до наших дней. В последние десятилетия были обнаружены такие шедевры, как кикладское поселение на мысе Акротири на острове Санторини (Фера), которое называют Помпеями II тысячелетия до н.э., древняя столица Македонии и родина династии македонских царей Пелла, город Зевса Дион у подножия горы богов Олимп, царские гробницы в Вергине в Северной Греции и другие. Эти древние сооружения, расположенные внутри или рядом с современными населенными центрами, создают сегодня обманчивое ощущение, что время остановилось, особенно там, где соседствуют друг с другом памятники, принадлежащие к разным культурам. Характерным примером такого сосредоточения многих культур по праву считается Древняя Агора в Афинах, где рядом находятся микенские реликты, общественные строения всех периодов исторической эпохи, хорошо сохранившийся храм Гефеста и византийская церковь Св. Апостолов, стоящая на руинах римского святилища, посвященного нимфам. А недалеко, на живописных улочках Плаки, в тени Акрополя, теснятся маленькие домики, построенные в стиле традиционной городской архитектуры, и стоят респектабельные дома в неоклассическом стиле. С окончательным утверждением в 1834 году Афин в качестве столицы свободного греческого государства, третьей по счету после Эгины и Нафплио (18284829гг.), городская архитектура, суть которой заключалась в полностью адаптированном к греческим условиям неоклассическом стиле, стала основополагающей в развивающихся городских центрах материковой части страны (Патра, Волос, Каламата, Лариса и др.) и островов (Сирое, Хиос, Лесбос, Крит - Ираклион и др.).
В противоположность городской архитектуре, давшей замечательные образцы зданий, отражающих экономическое и общественное влияние, а также стремление к самоутверждению развивающегося городского класса, укрепляет свои позиции и традиционная архитектура, поражающая, от местности к местности, разнообразием как практических, так и эстетических форм выражения, которые каждый раз приспосабливаются к местным условиям - рельефу, климату, социальным особенностям и даже к факторам, обусловленным историческим прошлым. Подчеркнуто «замкнутые» дома с башнями в области Мани вступают в контрапункт с незатейливой кикладской архитектурой с ее ослепительно белыми домами с плоскими крышами, в то же время кикладская архитектура существенно отличается от традиционной архитектуры северных и северо-восточных островов Эгейского моря (дома с черепичными крышами). Начиная с самых скромных своих образцов и заканчивая величественными строениями на покрытой зеленью горе мифических кентавров Пилио или в каменистом Мецово, традиционная архитектура, пронизанная духом веков, отличается простотой, практичностью, завершенностью, поразительной изобретательностью и разнообразием эстетических форм, которые в совокупности отражают со всей яркостью движения народной души.
С какой стороны ни начнешь изучать культурную карту Греции - с востока ли на запад или с севера на юг, становится очевидным, что она переполнена «броскими» географическими названиями. Некоторые из этих мест, как, например, Кносс и Фестос, Пилио и Фивы, Лимнос и др., уже с XIV -XIII вв. до н.э. упоминаются в источниках древнейшей письменности микенского периода с ныне действующими названиями. Несколько веков спустя Гомер в эпических сценах «Илиады» и «Одиссеи» упоминает о множестве поселений на островах и на материке и впервые дает описания греческой природы и её красот. С тех пор и вплоть до наших дней греческая земля не прекращает своего путешествия из истории в поэзию.
Эстафета олимпийского огня, проходившая в этом году по греческой земле и морю, состояла из двух этапов, а промежуточной их стадией стала всемирная факельная эстафета. Шествие огня по Греции символически объединило и открыло на карте Греции множество важнейших центров культуры. Тем или иным способом и независимо от исторической эпохи, к которой они относятся, эти культурные центры сделали осязаемой идею о том, что у прошлого есть будущее, пока у будущего есть настоящее.
Христос Булотис,
археолог, член Афинской академии
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |