На Руси постились с давних времен. И для древних славян, и для современных христиан пост остается добровольным самоограничением в еде и своеобразной духовной практикой. Со сменой религиозной парадигмы система постов поменялась и обросла новыми традициями. Физическая и духовная аскеза приобрели дополнительные смыслы, а в современном мире и вовсе ошибочно стали восприниматься как вариант диеты. Обо всем этом — в нашей статье.
Встречается два варианта происхождения слова «пост». Согласно традиционной версии, оно появилось от греческого apastos, что в переводе означает «тот, кто ничего не ест». В период античности многие недуги лечили с помощью голодания. Со временем слово apastos потеряло свою приставку, превратившись в «пост».
По другой версии, пост — видоизмененная древнеславянская аббревиатура, где каждая буква — начало отдельного слова:
П — полное
О — очищение
С — собственных
Т — телес
Ъ — сотворяша
С постом на Руси связано немало традиций, но во все времена он воспринимался в первую очередь как духовный подвиг. Поэтому и язычники, и христиане стремились соблюдать пост по всем правилам, а некоторые даже вводили для себя добровольные ограничения.
Основная цель поста — за счет самоограничений и ментального очищения приблизиться к духовному началу. Для этого нужно отказаться от вредной пищи, развлечений, ежедневно молиться. Это поможет пробудить добродетель и подготовиться к важному событию или церковному празднику.
Посты на Руси держали во все времена. В языческой и христианской традиции они имели разный подход и духовную подоплеку, но так или иначе были связаны с природными циклами.
Древние славяне стремились соблюдать нравственную чистоту всегда, а не только в отведенные дни. Посты помогали им в первую очередь комфортно и с пользой для организма перейти с одного типа питания на другой (например, от тяжелой калорийной зимней пищи — к более легкой весенней).
В славянской традиции существовало пять постов. В эти дни не ели мясную, молочную, слишком жирную и тяжелую пищу. Кроме того, существовал однодневный пост: каждый седьмой день недели (она длилась у славян не 7, а 9 дней) было принято совсем отказываться от пищи и пить только воду, компоты, травяные чаи, соки ягод, фруктов и кисель.
Соблюдение поста — важная традиция христиан. Воздержание от принятия пищи и питья обязательно сопровождается духовными практиками: в этот период особенно усердно молятся, прощают обиды. В пост следует ходить в храм, исповедоваться и причащаться. Если есть желание и возможность, можно заняться благотворительностью.
Православные посты приурочены к важнейшим церковным праздникам, могут соблюдаться от одного до нескольких десятков дней и предполагают употребление только пищи растительного происхождения.
Обычно соблюдают четыре крупных поста: Великий, Петров, Успенский и Рождественский. Также принято поститься каждую среду и пятницу и в отдельные церковные праздники.
Католики соблюдают адвент — 4 недели, предшествующие празднику Рождества. Верующие ограничивают себя в еде в канун великих праздников, по пятницам и за час до принятия причастия. В католической традиции также присутствует Великий пост.
Существует два вида ограничений в еде. Воздержание — отказ от употребления мясных продуктов. Собственно, сам пост — ограничение трапезы в течение дня: один прием пищи остается сытным, остальные делают легкими. В период крупных церковных постов, в том числе Великого, католики соблюдают и воздержание, и сам пост.
Пост в славянской традиции существовал еще со времен язычества. С приходом христианства относиться к посту стали еще уважительнее. Соблюдать предписанные ограничения должны были все без исключения, несмотря на сословие и достаток, в том числе цари. Тех, кто не соблюдал пост, предавали общественному порицанию.
Этнограф-беллетрист Сергей Максимов в своем труде «Нечистая, неведомая и крестная сила» рассказывает, что помимо среды и пятницы на Руси часто «понедельничали», то есть постились в первый день недели. Также у каждой крестьянской семьи была специальная постная посуда: в этих тарелках и мисках в период поста подавали только разрешенную еду. В остальное время пользоваться такой посудой было нельзя.
На Руси существовало три устава по соблюдению поста. Они определяли традиции и обряды церковной жизни. Студийский устав не требовал от верующих истязать себя голодом — каждый постился по мере сил и здоровья. Примерно таким же был Афонский устав. А вот Иерусалимский предполагал строгую аскезу. Именно Иерусалимского устава стала придерживаться христианская церковь. Отсюда и жесткие требования к ограничению в еде.
Питание в период поста на Руси регламентировала церковная книга Типикон. Основу питания обычно составляли овощи. Это в первую очередь пареная репа, морковь и свекла. Активно ели соленья: огурцы, грибы, квашеную капусту. Также в рационе были серый и ржаной хлеб, пироги и пирожки, пряники, орехи, изюм, курага, ягоды.
Разнообразить меню помогали постные первые блюда, которые готовили на овощных бульонах: борщ, щи, рассольник. В дни, когда можно было употреблять рыбу, на столе появлялась уха. Не меньшей популярностью пользовались каши и блюда на основе гороха.
«...Пирог с заварной капустой или с грибами, ломтевой картофель с уксусом, похлебка с груздями, вареный горох, пшенная, ячная, овсяная или гречишная каша, соленые огурцы, грузди и капуста, пареная репа, морковь, свекла в горячем сусле, гороховый кисель с маслом; пироги: репник, морковник, свекольник, грибной с крупою; блины, шанежки, оладьи, мерзлая брусника и клюква с медом; пирог с одной малиной или маковник с медом, орехи, пряники, изюм», — перечислял Владимир Даль в своем словаре разрешенные в пост блюда и продукты.
Во время поста нельзя есть еду животного происхождения, прежде всего мясо, яйца, молоко и все продукты на его основе. Также запрещены кондитерские мучные изделия, сладости. Рыба и растительное масло разрешены в определенные дни, которые указаны в православных календарях.
Считается непозволительным употреблять алкоголь. Речь в первую очередь о таких крепких напитках, как водка, настойки, ликеры, пиво, все вина и даже кагор. Однако, согласно Типикону, есть единственный алкогольный напиток, который можно употреблять во время поста, — красное некрепленое вино. Традиция пить вино в церковные праздники пришла из Византии, где напиток разбавляли водой. Поэтому пить красное вино в пост следует именно разбавленным.
На период постов могут выпадать праздники: день рождения, Новый год, 8 Марта... Представители церкви считают, что это отнюдь не повод нарушать взятые на себя обязательства. Вы можете отмечать важные праздники, но не стоит предаваться чрезмерному веселью и есть скоромную (мясную и молочную) пищу.
То же самое касается церковных праздников: их можно и нужно отмечать умеренно и скромно с учетом рекомендаций поста.
Великий пост — самый почитаемый в христианской традиции. Те, кто соблюдает Великий пост, должны пройти полное очищение, чтобы стать ближе к Богу и встретить главный праздник — Пасху. В этом помогают ограничения в еде, молитва, а также работа над своими негативными эмоциями: злостью, обидой, завистью.
Великий пост считается самым строгим и длится 7 недель. Первую и последние недели придерживаются строгих ограничений. В первый день поста есть нельзя вообще. В остальное время в рационе разрешены продукты без масла, в выходные дни можно есть горячую пищу, по определенным дням заправляя ее растительными маслами. За весь период поста рыбу можно есть только дважды.
Традиции, связанные с постом на Руси, почти полностью сохранились и в наши дни. Христиане стремятся строго соблюдать все предписанные ограничения, особенно если речь идет о Великом посте. Кафе и рестораны идут навстречу такой аскезе, предлагая дополнительное постное меню.
Однако в последние десятилетия сформировалась еще одна тенденция. Некоторые стали воспринимать пост как возможность разгрузить организм и избавиться от лишних килограммов. В этом случае происходит подмена понятий, которую не приветствует ни одна конфессия: пост — это не диета, не самоцель, а инструмент, который помогает очистить душу через тело.
Поэтому, если для вас соблюдение поста — всего лишь способ снизить вес, лучше выбрать более подходящую дату.
Выход из поста предполагает возвращение к привычной модели питания, в частности к употреблению мясных и молочных продуктов.
Чтобы продлить положительный эффект поста, выходить из него следует медленно и постепенно. Сначала в рацион можно включить молочные продукты, затем рыбу, яйца, птицу и самым последним — мясо. Лучше, чтобы в первое время это было мясо молодых животных.
Также важно соблюдать питьевой баланс — до 2 литров чистой воды в сутки, режим сна (не менее 8 часов в сутки) и умеренно тренироваться: легкие кардионагрузки, быстрая ходьба, прогулки на свежем воздухе.
Медицина рассматривает пост как строгую диету, которая предполагает употребление ограниченного набора продуктов. Резкая перестройка рациона может иметь для организма разные последствия. Начнем с пользы.
Пост имеет ряд противопоказаний. Не следует поститься людям с сахарным диабетом, ослабленным иммунитетом, тахикардией, болезнями почек, любыми заболеваниями в острой стадии. Не подходит такой режим питания детям, беременным женщинам, кормящим матерям. Пожилые люди постятся по мере сил и желания.
В католической традиции мясо капибары (грызуна, который ведет полуводный образ жизни) приравнено к рыбе, поэтому его можно есть в пост.
Католические монахи имеют право пить пиво в пост. В XVII веке монахи отправили папе римскому бочонок с этим напитком, но пиво по дороге скисло. Понтифику настолько не понравился его вкус, что он разрешил пить «эту гадость».
Начало Великого поста принято отмечать большим праздником. В православной традиции это масленичная неделя (мясопустная седмица), а на Западе — карнавал, который, по одной из версий, переводится как «мясо, прощай».
Стоит помнить, что пост и на Руси, и в современности — время праведных мыслей и покаяния, в которое еда отходит на второй план, уступая место пище духовной.