Надписи на бутылках, особенно когда речь идет о вине, достойны пристального внимания. Ведь заглянуть внутрь мы не можем, а понимать, что скрывается за стеклом, хочется. Поэтому не ленитесь изучать этикетку.
Для вина она сродни паспорту. Откуда прибыл напиток, из чего сделан, год урожая — вся эта информация зашифрована на лаконичной наклейке.
Вообще, идея маркировать напитки уходит в глубокую древность. Ведь нужно было понимать, что находится в том или ином сосуде. Однако привычная нам этикетка появилась всего несколько столетий назад.
Одни историки связывают ее происхождение с монахом-бенедиктинцем Пьером Периньоном. Тем самым, который изобрел корковую пробку и открыл метод шампанизации. Это французская система сбраживания, при которой тихое вино становится игристым в бутылке, а не в общей чаше. Так вот, по одному из предположений, Пьер Периньон первым придумал крепить этикетки, правда, не на тело, а на горлышко бутылки.
Вторая версия рассказывает о вдове Клико. Организуя экспорт бутылочного вина в другие страны, она стала наклеивать специальные ярлыки, содержащие сведения о производстве напитка. Кстати, винные бутылки появились как раз благодаря мадам Клико. До этого вино путешествовало в больших бочках.
И если к первооткрывателям остаются вопросы, то к этикетке их нет. Ведь винный мир уже давно решил, что обязательно должно быть на ней.
Итак, перед вами обычная бутылка вина. Что зашифровано на ее этикетке?
Название производителя. Информация о том, кто выпустил вино, обычно располагается вверху или внизу этикетки.
Название вина. Это самая примечательная часть. Чаще всего напиток именуется либо по региону производства, либо по сорту винограда.
Категория. В винном мире есть определенная иерархия, и, чтобы получить ту или иную категорию, напиток должен соответствовать ее нормам. Удобнее всего разбираться в категориях, отталкиваясь от места производства. В этом материале мы расскажем об особенностях отечественных напитков, категориях европейских вин, а также надписях на этикетках из Нового света.
Содержание сахара. Важно упомянуть, какое вино будет по вкусу.
Год урожая. Его могут указывать не всегда, но если напиток создан из ягод определенного урожая, то производители любят обращать на это внимание. Потребитель же получает возможность проверить, насколько данный год был удачен для виноделия.
Содержание алкоголя. Эта информация обязательна. Рекомендуется выбирать белые и красные вина, в которых количество спирта составляет минимум 12 %.
Содержание сульфитов. Так называется разрешенная пищевая добавка, которая защищает вино во время хранения и транспортировки. О ее наличии производители обязаны сообщать. В Европе надпись может быть вынесена прямо на этикетку, а в России сульфиты обычно указаны в составе.
Объем бутылки. Пожалуй, это основная информация, которую можно найти на этикетке. Теперь стоит поговорить о нюансах, существующих в разных регионах.
Сразу обращайте внимание на наименование. Вино и винный напиток — это разные вещи. Производство последнего в России не запрещено, и, увы, требования к нему значительно ниже.
Вино в России делится на три категории:
Есть еще один нюанс для отечественных вин. В составе не нужно бояться слова «виноматериал». Так принято называть напиток на стадии производства.
Именно Старый свет изобрел систему классификации. Построена она по образу пирамиды: чем ниже, тем проще и доступнее вино. Родиной винных категорий считается Франция, где главенствуют три наименования:
Похожая классификация встречается и в других европейских странах. Например, в Италии иерархия выглядит так:
Испания тоже выделяет четыре класса:
И даже Германия разработала свою классификацию:
Наблюдая за разнообразием категорий, Европейский союз решил навести порядок и разработал новую систему, правда, старая классификация еще может встречаться. Итак, новые категории разбиты на три уровня:
1. Просто вино или бывшие столовые вина. На этикетке можно указать страну, где изготовлен напиток, сорт и год сбора урожая. Причем сырье разрешено использовать как местное, так и импортное.
2. Региональное вино. Производство напитка ограничено одним регионом, а в составе должно быть не менее 85 % винограда, растущего в данной местности. Так, Vin de pays, IGT и Vino de la Tierra теперь именуются IPG. Остальные страны ЕС используют наименование PGI.
3. Вина географического наименования. Французская категория AOC теперь переименована в AOP, а испанская DO вместе с итальянской DOC стали DOP. В остальных странах существует пометка PDO.
Важный момент в европейских винах — это место разлива по бутылкам. Ищите следующие надписи на этикетках:
Это значит, что вино произведено и разлито в одном и том же месте. Такой напиток не теряет своей индивидуальности, даже попадая в бутылку.
Плюс в прочтении европейской этикетки могут пригодиться эти слова:
Cru — французский термин, обозначающий виноградник с высоким качеством продукции.
Crianza, Reserva, Gran Reserva — термины из итальянского и испанского виноделия, указывающие на то, что вино выдержано в бочке (менее двух, менее трех и менее пяти лет соответственно).
Kabinett, Spätlese, Beerenauslese, Eiswein — градация качественных вин Германии по времени сбора урожая (от наиболее раннего к позднему, перезрелому и даже замерзшему).
Здесь все намного проще. Винное законодательство еще не придумало жестких категорий, как в Европе, поэтому новосветские этикетки просты и понятны. На них указывают минимальные сведения плюс место розлива вина (ищите всё ту же надпись «Estate-bottled»).
Выбирать лучше не по региону производства, его, кстати, и не всегда указывают, а по сорту винограда. В Новом свете принято делать акцент не на том, откуда вино, а на том, из чего оно.
Вот так небольшая наклейка скрывает целую историю создания напитка. И если понимать, что на ней написано, то выбирать вино станет проще. Но не забывайте о вреде от чрезмерного употребления алкоголя.
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |